У нас:
 
художников: 3453
карикатур: 46545
мнений: 654968
 
Наши друзья
 
 
 
Главная | Карикатура | Тема трагедии в карикатуре (ч.1)
Карикатура в истории человечества самый молодой жанр изобразительного искусства (кроме кино, возникшего в результате технического прогресса), так как повсеместное распространение карикатура получает только с возникновением и распространением средств массовой информации, то есть, с середины XVIII века, а особенно широко в XX веке.


Международная конференция "Катарсис и трагедия", Институт культоорлогии Мин культа Рф, май, 2006 год.

(сильно сжатая по объему, но все же полезная нам всем для общего образования)

Карикатура в истории человечества самый молодой жанр изобрази-тельного искусства (кроме кино, возникшего в результате технического про-гресса), так как повсеместное распространение карикатура получает только с возникновением и распространением средств массовой информации, то есть, с середины XVIII века, а особенно широко в XX веке.
С другой стороны – это один из самых старых жанров – известны изображения еще в архаических культурах, имеющие в себе многие отличи-тельные признаки карикатуры – искажения, перенесение действия в несоот-ветствующие реальности место и время, ролевые изменения и т.д.,
Особую роль карикатуры среди других видов изобразительного ис-кусства можно объяснить способностью жанра не только представить героев изображения, ситуацию в ироническом виде, но и выявить скрытые законо-мерности в жизни социума.

Обществу важнее знать не "как надо делать", а "как не надо", так как указания на предполагаемые ошибки и тупиковые пути является наиболее действенным средством спасения человека и общества. Ирония и сатира иг-рает самую важную роль в этом процессе - они самые горькие и самые дей-ственные лекарства для общества, очень позитивны в своем воздействии, и, как бы это не казалось противоречивым, позволяют воспринимать мир после их воздействия, даже - шокового, в более гармонизированном виде.
Ирония и сатира не позволяют человеку относиться к миру со "зве-риной серьезностью", позволяют легко оперировать любыми сакральными понятиями, позволяют усомниться в "непреложных истинах", которые, как показывает опыт человечества, имеют весьма ограниченное время реального существования и влияния в сфере общественных отношений. А для совре-менного человека ирония - единственный способ интеллектуальной изоляции и защиты от пресса социума и государственной власти.
Именно этим факторами можно объяснить широкую популярность американских журналов "New Yorker", "Atlantic monthly", которые, не явля-ясь специализированными сатирическими изданиями, используют в своем оформлении типично карикатурные методы в оформлении статей и само-стоятельную карикатуру, напрямую не связанную с содержанием литератур-ных материалов журналов. Только особой ролью иронии можно объяснить и ту широкую популярность, которую имели журналы «Харакири» во Фран-ции, «Пардон» и «Титаник» в Западной Германии 70-80 годов.
Карикатура – это яркое проявление эффекта синергизма в изобрази-тельном искусстве. Жанр является уникальным синтезом литературного творчества и изобразительного искусства, где с одной стороны автор высту-пает автором идеи - сценаристом и режиссером-постановщиком, а с другой - актером, художником, воплощающим свой замысел в различной изобрази-тельной технике.
Новые идеи отображения быстро меняющегося мира рождаются прежде всего в сознании художника – карикатуриста, так как при почти мо-ментальном исполнении своего произведения сатирик среди авторов других изобразительных жанров обладает уникальной способностью самого быстро-го реагирования на текущие события.
Большинство справочников, энциклопедий и редких специализиро-ванных изданий определяют карикатуру как особый визуальный жанр утри-рованного, искаженного изображения предметов, личностей, событий, выяв-ляющий особые черты объекта изображения - «с целью большего снижения объектов осмеяния», (Алексеев В.А., «Оружием политической сатиры», стр. 157, «Мысль», М., 1979 г.)
Такое определение весьма ограничивает представление о целях ка-рикатуры. На самом деле - куда же тогда отнести произведения в карикату-ре, в которых нет речи о снижении, принижении, осмеянии героев. При такой точке зрения все драматичные, философские работы в современной карика-туре выпадают из рассмотрения.
Исследователи карикатуры советского периода классифицировали отечественную карикатуру всего только по двум категориям - юмор и сатира, а в применении ко всему многообразию жанров западной карикатуры ис-пользовались ярлыки: "злобная антисоветчина" или "человеконенавистниче-ство".
Однако точнее классифицировать карикатуру по другим признакам - по форме, содержанию, технике и жанру исполнения и области применения. При такой классификации не будет странным существование карикатуры с абсолютно реалистичным изображением объектов. Тогда и жанр «карикатура как искусство» («fine art cartoon») (или отечественный приблизительный си-ноним этого направления – «станковая карикатура») займет в классификации свое место. Станет понятно и применение наработанных в жанре приемов и методов карикатурного подхода и в живописи, плакате, анимации, рекламе, скульптуре и даже в архитектуре, а не на маленьком листке бумаги.

Рисованную карикатуру при таком подходе можно определять:
- по форме - линейная или контурная, насыщенная - штриховая, черно/белая или цветная, карикатура в единичном изображении или в много-численных сюжетах (комикс, streap-cartoon),
- по содержанию - юмор ("funny cartoon"), сатира, шарж, "черный юмор", карикатура как искусство или станковая карикатура, ("fine art cartoon"), философская карикатура, "странные предметы", и т.д.
- по технике и жанру исполнения - графика, иллюстрация, коллаж, монтаж, фотография, плакат, живопись, реклама, анимация, скульптура и объемные изображения, архитектура, инсталяция, перформанс, актинг,
- по области применения - различные виды полиграфической про-дукции (журнальная и книжная иллюстрация, календари, буклеты, почтовые марки и открытки, наклейки, печати, и т. д.), реклама, анимация, и т. д.
В настоящее время международное признанное название caricature относится только к шаржам, утрированным портретам. А русское понятие карикатура описывается в мировой практике другим словом - cartoon. Преда-ние, весьма похожее на реальность, гласит, что своим названием «картун» в западной цивилизации современная карикатура обязана неизвестному ху-дожнику XVIII века, который рисовал на картоне (довольно произвольно, «от себя», может быть, от небольшого умения, или сознательно) чудовищ и мон-стров собора Парижской Богоматери. Эти картоны с выделенными из «среды обитания» чудовищами имели хороший коммерческий успех и постепенно за утрированными фантастическими изображениями закрепилось название, происходящие от слова «картон».
Само название карикатура происходит от итальянского глагола caricare. Все исследователи этого жанра изобразительного творчества отме-чали только первые переводные значения глагола - грузить, нагружать.
Однако итальянский язык использует глагол caricare во множестве еще других значений - навьючивать, обременять, отягощать, утруждать или перегружать память, (желудок), преувеличивать, шаржировать, утрировать, переборщить, пересолить, заряжать, заводить, атаковать, сгущать, писать густыми мазками, сгущать краски, обременять себя, брать на себя, возлагать на себя, осыпать бранью, слишком строго обойтись.
Приведенный список значений как нельзя точно определяет цели и задачи современной карикатуры. Да, карикатура "перегружает", "нагружает" новым смыслом изображаемые объекты, "нагружает" зрителя новыми автор-скими прочтениями хорошо известных и обыденных персонажей и явлений в социуме, "нагружает" изображение мелкими деталями, невидимыми обыден-ным взглядом. Все это так. Но более широкие и точные определения искус-ства карикатуры видятся скорее в других выше приведенных значениях.
Художник-карикатурист и атакует врагов своих произведений, и пишет густыми красками полотно жизни, и берет на себя ответственность и право обличать и отстаивать свою точку зрения, и часто слишком строго об-ходится со своими героями произведений.
Собственно жанр карикатуры - это всего лишь наиболее оператив-ный способ визуальной фиксации мысли. Весьма часто после реализации и фиксации в карикатуре новая идея находит свое воплощение - репродуциру-ется в плакате, рекламе, далее в живописи, анимации – и в последней стадии реализации - в скульптуре и архитектуре, хотя такое воплощение происходит редко из-за больших материальных затрат.
Достаточно примеров, когда новая изобразительная идея изначально рождалась именно в сознании карикатуристов, а потом становилась достоя-нием художников других жанров. Можно вспомнить работу конца 60-х годов Владимира Иванова, где автор на рисунке завязал дуло винтовки узлом. Много раз эта тема, впервые нарисованная В.Ивановым, повторялась в ри-сунках, плакатах, фотомонтажах других авторов. В завершении развития, че-рез 30 лет после первого воплощения темы на бумаге, перед зданием ООН был поставлен памятник с той же идеей - только это уже бронзовый много-метровый револьвер - монумент против насилия, войн и милитаризации. По-казателен и пример воплощения в реальность простенького рисунка Юрия Кособукина, где прыгун с лыжного трамплина зажигает чашу Олимпийских игр. Через десять лет такой прием был применен не на рисунке, а в реально-сти на открытии Олимпийских игр в Нагано.
Особенно важна роль карикатуры как жанра искусства в современ-ном мире, так как именно наработанные и апробированные приемы и методы в процессе эволюции карикатуры стали основными приемами творческих процессов в практически всех жанрах современного искусства.
Ни современная реклама, ни искусство оформления книги, жур-нальная и газетная иллюстрация, плакат, анимация и сценография, ни даже скульптура не обходятся без использования этих приемов.
Все жанры визуального искусства, где присутствует в той или иной мере основной прием карикатуры – гэг, возможно объединить в особый вид – сенс-арт, (sence art), в произведениях которого одинаково ярко выражены ли-тературная идея и техническое воплощение идеи. Тогда собственно карика-тура займет всего лишь одну из равноправных позиций. Такой подход позво-ляет оценивать и сравнивать совершенно различные по форме жанры изо-бразительного искусства, в которых общим знаменателем будет присутствие гэга, как основного приема искажения реальности.
Один из первых (известных) примеров сенс-арта, датируемого ХII веком до нашей эры, где выпукло выражена идея философского осмысления бытия. Это цветной рисунок на папирусе, изображающий игру, напоминаю-щую современные шашки-шахматы, между львом и антилопой. Рисунок изображает, как полагают авторы исследований, в иносказательной форме египетского фараона Рамзеса III.
Однако, это, ставшее аксиоматическим, мнение о рисунке - карика-туре на фараона Рамзеса III совершенно неверно. На самом деле это всего лишь умозрительные построения искусствоведов, без критического анализа повторяемые позднейшими авторами работ по истории карикатуры.

Во-первых, настоящие годы правления Рамзеса III – 1184-1153 годы до нашей эры, а не 1269-1244, как приводят авторы рассказов об этом рисун-ке. Во-вторых, и это главный аргумент - религиозно-сакральное мышление современников Нового царства исключало даже мысль о насмешке над фа-раоном. Фараон был для них частью сакрального мира, входил в число особо почитаемых божеств, по их представлениям обладал сверхъестественной властью и силой. Вероятно, можно еще было при земной жизни посмеяться втихомолку над фараоном, но царство мертвых являлось для современников абсолютной реальностью. И, если в земной жизни фараон не узнал бы об из-девательствах над ним, то в загробной жизни он знал бы все содеянное про-тив его личности. Так как каждый подданный со всеми его земными делами и прегрешениями поступал в иной жизни в безвременное служение своему прижизненному повелителю.
Третье – Рамзес III был последним из Великих фараонов Нового царства. Наряду со свои дедом Рамзесом II Великим и прадедом он был для египтян главным защитником страны от завоевателей – хеттов и варваров, успешным руководителем огромного государства, и, естественно, не мог быть объектом сатиры и насмешек.
Четвертое – существуют многочисленные подобные анималистиче-ские рисунки того времени, где представители животного мира выполняют присущие только человеку функции, или своими головами замещают голову человека. Это популярный антропоморфный прием, широко распространен-ный в истории разных культурах. Но нет никаких свидетельств, что кошки и мыши, антилопы и львы, рыбы и птицы на подобных иллюстрациях являются карикатурами на правителей или на современников.
Такие изображения можно трактовать только как мифологизацию социально-общественного и политического сознания или визуализацию ре-лигиозных представлений. Так лев в менталитете жителей Древнего Египта выступает в роли Власти и Защиты, а антилопа – Жизнь, Возрождение. При таком, как можно предположить, единственно верном прочтении, игра в шахматы героев картинки – это всего лишь философская притча о бытие, не более того. Притча явно трагического характера, так как нам виден не только фактический результат – антилопа проиграла партию, но мы догадываемся и о последствиях игры – антилопа будет съедена победителем.
Это изображение, конечно же, более усложненный мир визуализа-ции – уже не отображения реальной действительности, как на наскальных, пусть весьма условных и примитивных рисунках первобытных культур, а попытка отображения отвлеченных понятий. Причем, понятий явно трагиче-ского свойства.
В культурах Древних Греции и Рима присутствует многочисленные изображения юмористического и сатирического характера. Такие изображе-ния с большим правом можно считать первыми карикатурами, так как в них явно присутствуют элементы искажения, иронии и сарказма.
Особенно в этом ряду следует отметить серию греческих краснофи-гурных ваз V века до нашей эры, на которых ярко и живо представлены сценки как мифологической, так и обыденной жизни. Сюжет с пьяным Ге-раклом, отчетливо показывает один из главных приемов сатирической кари-катуры - «десакрализацию» мифа, принижение.
За многовековую историю своего существования карикатура про-шла множество этапов - утрированного изображения реальности, шаржа, бы-товой сценки, жанровой зарисовки, книжной и журнальной иллюстрации, политической сатиры, и, наконец, философского осмысления реальности.
Способность человечества к утрированию как методу обобщения прослеживается с древнейших времен. Только такое восприятие и отображе-ние не называлось в то время карикатурой. Но по форме выражения карика-тура существовала еще при отсутствии термина, определяющего этот жанр. Некоторые типичные черты и признаки карикатуры прослеживаются намного раньше в истории культуры человечества - в архаических культурах – ус-ловные наскальные рисунки первобытного художника, каменные изваяния богинь плодородия, предметы повседневного обихода и религиозных куль-тов, искусство карнавальных и обрядовых масок и одеяний.
Сатира – не только одно из естественных состояний человека, смех, ирония, сарказм, всегда были и остаются грозным оружием. Их боялись цари, правители, любая власть. Ничто так не принижает власть, как насмешка. Примечательно, что один из рассказов Владимира Набокова («Уничтожение тиранов») заканчивается наиболее точной характеристикой силы юмора и сатиры - тирадой героя: «...я вижу, что, стараясь изобразить его (тирана) страшным, я лишь сделал его смешным - и казнил его именно этим...».
Можно полностью согласиться с парадоксальным тезисом исследо-вателя и историка карикатуры Юрия Акопяна, что именно карикатуре, (вер-нее, «пракарикатуре» каменного веков) – «наскальным изображениям обя-заны своим появлением пиктография, иероглифика, и далее – буквенное письмо… другими словами, нынешней поголовной грамотностью и многими другими духовными благами мы обязаны первым карикатуристам».

Добавить в Избранное
Поиск
Карикатура
Шарж
Комментарии
Форум/общение
Инструкция и советы
Календарь
П В С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Общение
Главная | Реклама | Обратная связь | Карта сайта
  Rambler's Top100