У нас:
 
художников: 3453
карикатур: 46545
мнений: 654968
 
Наши друзья
 
 
 
Главная | Карикатура | Тема трагедии в карикатуре (ч.2)
Естественно предположить, что среди произведений жанра карика-туры не может быть трагического мотива – по определению карикатура — это смешное, ироническое изображение. А сатирическое изобразительное искусство всегда было ангажировано социумом для изображения персоналий, жанровых и бытовых сценок, политических памфлетов.


Трагических произведений в истории изобразительного искусства не много – мастерство художника во все времена использовалось для укра-шения жизни, а ввиду своей высокой цены, прежде всего для украшения дворцов, замков, домов богатых современников. Интерьер обеспеченного за-казчика всегда строился (и строится!) по известному принципу «сделайте нам красиво», что вполне естественно – трудно (а порой и невозможно) себе представить жилое помещение, наполненное произведениями искусства тра-гической темы. Личная практика общения автора с крупными коллекционе-рами «философского искусства» свидетельствует о том же – на вопрос автора при продаже того или иного произведения трагического наполнения «Где вы собираетесь разместить эту купленную картину?» следовал (обескуражи-вающий автора) ответ: «Нигде! Это невозможно… Ну, представьте себе с такой картиной мою гостиную, кабинет… ну, не спальную же комнату! Слишком большая энергетика, все пропадает от ее присутствия, все будет подчинено идее этой картины. Здесь будет невозможно жить – принимать гостей, устраивать застолья, беседовать, смеяться. Нет, нет! Место для не только в закрытой папке, раз-два в год вынимать и смотреть максимум пять минут».
Пожалуй, только церковь могла позволить трактовку трагической темы – почти все изображения распятия Христа, (снятия с креста, оплакива-ние, положения в гроб и т.д.) связаны с церковными заказами. И второе место размещения трагической темы – кладбище, надгробия.
Только с обретением относительной финансовой независимости ху-дожник обращался к трагической теме - теме одиночества, бренности жизни, конечности земного существования.


Существует и еще важная причина немногочисленности произведе-ний трагической тематики в изобразительном искусстве. Процесс повыше-ния мастерства (техническое совершенствование, освоение формы, материа-ла, размера, и т. д.) у большинства художников занимает всю жизнь. Поэтому неудивительно, что даже великий Хацусика Хокусай в своем предисловии к серии гравюр «Сто видов Фудзи» в 1835 году писал: «…в пятьдесят лет я по-терял счет моим опубликованным рисункам, но все, что я сделал до семиде-сяти – не считается. Только в семьдесят три я почти понял устроение приро-ды… Надеюсь, к восьмидесяти я сделаю еще один шаг вперед, к девяносто проникну в тайну вещей, а уж к ста непременно достигну совершенства. А в сто десять оживут каждая точка, каждая линия моего рисунка».
Для появления же трагической темы в изобразительном искусстве необходимо не столько техническое мастерство автора, сколь его, художни-ка, трагическое ощущение реальности и мотивация выражения этого миро-ощущения в своих произведениях. Если исключить из рассмотрения много-численные ангажированные обществом библейские сюжеты, то тема траге-дии в изобразительном искусстве появляется лишь в переломные моменты истории, в периоды катаклизмов общественного и социального устройства.
Ярким примером трагической ситуации может служить живописное полотно Питера Брейгеля «Слепцы». Художник с помощью гротеска показы-вает тщетность коллективного устремления при неясных целях движения. К трагическим произведениям можно отнести и графику Блейка и Гойи. Редки произведения трагического наполнения и у русских художников – «Утоплен-ница», «Проводы покойника», «Тройка» Василия Перова, «Апофеоз смер-ти», «Смертельно раненный» Василия Верещагина. Но здесь трагедия в са-мом «первом», поверхностном приближении – в отображении темы смерти, войны. Эта тема присутствует и в произведениях художников советского пе-риода – «Смерть комиссара» Петрова-Водкина, «Фашист пролетел» Аркадия Пластова, «Мать партизана» Сергея Герасимова. Пожалуй, только Пластов касается другой темы в трагедийном осмыслении реальности – темы бренно-сти Жизни в полотне «Смерть дерева».
Естественно предположить, что среди произведений жанра карика-туры не может быть трагического мотива – по определению карикатура—это смешное, ироническое изображение. А сатирическое изобразительное искус-ство всегда было ангажировано социумом для изображения персоналий, жанровых и бытовых сценок, политических памфлетов. Однако искусство XX века открывает совершенно новую область применения карикатуры – об-ласть трагического осмысления мироздания.
Тема трагедии имеет множество аспектов: прежде всего - трагедия конечности Жизни, ощущение скоротечности и неумолимости времени. В творчестве современных авторов «сенс-арта» представлены различные виды трагедии – одиночество в перенаселенном пространстве, (множественные вариации на тему «необитаемый остров»), трагедия несоответствия лично-сти времени и месту, трагедия ассимиляции личности социумом, трагедия предопределенности поражения и т. д.

В процессе визуального освоения и познания мира человечество проходит долгий путь отображения реальности - изобразительной предмет-ной фиксации. Затем начинается этап поисков и экспериментов с формой отображения – это хорошо видно в возникновении к концу ХIХ века различ-ных формалистических течений, и особенно в начале ХХ века. И, наконец, в развитии изобразительного искусства наступает период освоения смыслового содержания, где именно карикатура, благодаря наработанным в столетиях своего развития приемам, оказывается наиболее подготовленной к решению этих задач.
Символизм, немецкий экспрессионизм и особенно сюрреализм под-готовили почву для возникновения смыслового искусства. По существу в произведениях сюрреалистов уже есть весь набор приемов сенс-арта – со-вмещение несовместимых предметов, искажение формы, размеров, про-странства и время. Не хватает только ярко выраженной литературной идеи – смыслового послания автора. Единственным художником этого направления, наиболее близко подошедшим к жанру сенс-арта, если не ставшим первым автором этого направления, был Рене Магрит, среди множества формальных сюрреалистических произведений которого есть редкие шедевры смыслового искусства - «Семейный портрет», «Замок на скале», «Le bon vivat».
Из кружка сюрреалистов вышел и французский художник сороко-вых годов прошлого века Морис Генри, у которого трагическая тема часто обретает уникальное смеховое начало.

Удивительно сложилась творческая судьба художника Георга Грос-са, с 1916 года ведущего автора журнала "Новый Югенд" и самого знамени-того в СССР обличителя фашизма. Будучи в начале своей творческой дея-тельности ярым противником фашизма, Гросс с бегством - переездом в США неожиданно кардинально меняет эстетические ориентиры, и в течение более двадцати лет рисует пустынные пляжи и откровенно порнографического со-держания картины. Вероятно, серьезным объяснением такой метаморфозы может служить гипотеза профессора Джона Лента, который предполагает существование «ощущения внутреннего стыда и разочарования» Гросса по поводу его юношеской одержимости идеями коммунизма. Можно предста-вить весь ужас прозрения художника, когда стали очевидны преступления сталинского режима. А увлечение художника откровенным порно и пустын-ными пейзажами океанского побережья в последующие годы после его эмиг-рации из Германии, можно предположить, что связаны не столько с конъ-юнктурными соображениями, сколь с протестом против сытой буржуазной жизни послевоенной Америки.
Мало кто из современников заметил тенденции и вектор направле-ния развития искусства современной карикатуры, которые сформировались во Франции в середине 30-х годов в среде художников объединения "чокну-тые" или "свихнувшиеся" - от названия французского журнала "Ос а муэль - Официальный орган свихнувшихся", в результате которых на свет появи-лись карикатура-притча, карикатура - философский рассказ в эстетике экзи-стенциализма.
Широкое распространение трагического мотива проявляется в куль-туре социуме лишь тогда, когда сам социум вырастает в своем познании бы-тия до осознания многомерности мира, и до необходимости визуально зафик-сировать эту многовариантность, когда в социуме появляется свободное вре-мя, высвобождаемое от извечной борьбы за физическое выживание - физиче-ская свобода от голода, холода, эпидемий позволяет некоторым представите-лям социума формулировать вопросы философского порядка, где главный - конечность жизни индивидуума.
Такое восприятие и отображение мира стали называть «юмором аб-сурда». Наиболее значимыми художниками этого направления были фран-цузы Шаваль и Боск, оба трагически ушедшие из жизни – один повесился, другой застрелился. Шаваль (настоящее имя Иван Френсис Ле Лоурн ) ро-дился в Бордо в 1915 году, умер в 1968. Работал фармацевтом с 1936 по 39 год в фирме «Монте». Первая публикация в центральной французской прессе в 1948 году. Жан-Морис Боск родился 30 декабря 1924 года в Ниме, умер 3 мая 1973 года. Основная тема их творчества – одиночество личности, невоз-можность нахождения диалога.
Эти темы стали основополагающими в творчестве выдающегося французского художника Роланда Топора, (1937-1996), чьи рисунки регу-лярно публиковались в интеллектуальных журналах Франции, Германии и США. Среди множества его международных премий за спектакли, анимаци-онное кино есть и уникальный – «За самый черный юмор», фестиваль ис-кусств в Страсбурге, 1974 год, а его «Летящие змея и лебедь» много раз признавался профессионалами жанра лучшим рисунком XX века.
С середины 60-х годов XX века трагическая тема становится доми-нирующей в сатирической графике. Размышления над общечеловеческими проблемами, и, в первую очередь, проблемой противостояния личности и общества, проблемой идентификации личности в мире стали главными в творчестве французов Кордо, Гурмилина, Сере, Семпе.
Процесс освоения новых тем шел одновременно в разных культу-рах – созданные в разное время и в разных странах произведения имеют между собой явное сходство в мироощущении - это чехи Мирослав Бартак и Властимил Забранский, англичане Ральф Стедман и Роберт Сирл, немцы Раух и Михаил Сова, поляки Анджей Чечот и Бронислав Войцех Линке, Чез Адамс и Бред Холланд из США, турок Гюрбуш Доган Экчиоглы.
Особое место в освоении трагической темы принадлежит русским художникам начала XX века. Пришедшие в сатирическое искусство на вол-не революционных преобразований 1905-1907 годов художники «Мира ис-кусств» задолго до появления в западной культуре трагедийной темы актив-но и плодотворно разрабатывают тему противостояния человека и социума. К большому несчастью для национальной культуры почти все представите-ли этого направления эмигрировали из России после 1917 года, тем самым обогатив своими достижениями западную культуру.
После 1917 года почти на 70 лет в стране доминирует надуманно и натужно оптимистический соцреализм. Самую трагическую страницу в ис-тории человечества – историю России XX века - историю уничтожения почти ста миллионов населения в угоду иллюзорной идеи, официальное (и неофициальное!) искусство так и не попыталось отобразить.


Только с возникновением течения «новой волны» в отечественной карикатуре в конце 60-х, начале 70-годов связано появление трагического мироощущения - яркие примеры в творчестве Виталия Пескова, Сергея Тюнина, Виктора Богорада, Михаила Златковского, Юрия Кособукина, Иго-ря Копельницкого и Олега Дергачева, Рейна Лаукса, в произведениях самого талантливого художника этого жанра Владимира Иванова, (1944-1978).
Отличие произведений с трагическим мотивом отечественных ху-дожников от работ зарубежных авторов только лишь в том, что «черный юмор» был и остается не только средством выражения мироощущения ху-дожника, но на Западе является еще и коммерческим продуктом, тогда как в СССР и современной России такие произведения создаются лишь для «внутреннего пользования» в среде профессионалов – для международных конкурсов, а большинство работ 60-90 годов были сделаны «в стол». Так до сего времени не увидели свет ни одно из творений в этой эстетике В. Ивано-ва, только в последние годы стали публиковаться работы М. Златковского и Виктора Богорада, создававшиеся 20-30 лет назад.
В массовой же печати, на выставках карикатура продолжает сме-шить, вызывать улыбку, а не заставляет задуматься над вечными проблема-ми.
И о катарсисе…
«У каждой трагедии должен быть свой катарсис.
У Ариадны - нить, у девицы - железный пояс.
Рыба должна быть к пиву, можно еще - арахис.
У спящего полустанка есть проходящий поезд.

У валенок есть калоши, у моли - потертый шарфик
И старые рукавицы добротной домашней вязки.
Каждой бродячей Жучке нужен бродячий Шарик.
Чистому полотну снятся рама, сюжет и краски…».
Неизвестный автор из интернета

Катарсис автора - это просветление во время творчества, это – ощущение власти над миром, возможность «прожить» несколько десятков, сотен, тысяч новых жизней вместе со своими героями, в совершенно фанта-стических ситуациях, придуманных мирах, возможность почувствовать се-бя Демиургом. И особенно волнующе осознает себя художник при созда-нии трагической, безвыходной ситуации в своих произведениях. Ведь толь-ко он в состоянии разрешить самим же созданную безысходность – новым творением на более высоком уровне трагедии.
Катарсис зрителя – возможно более адекватное восприятие произ-ведения художника, сопереживание его страстям, проникновение в его мыс-ли.
Список авторов иллюстраций и подписей:
Петроглифы в верховьях Лены
Рисунок на папирусе, XII век до н. эры, Египет
Анджей Чечот, Польша
Боск, Франция
Питер Брейгель
Кардо, Франция
Чез Адамс, США
Шавал, Франция
Олег Дергачев, Украина
Мстислав Добужинский, Россия
Гурмелин, Франция
Гюрбуш Доган Экчиоглы, Турция
Ги Било, Канада
Морис Генри, Франция
Бред Холланд, США
Владимир Иванов, Россия
Игорь Копельницкий, Россия, США
Юрий Кособукин, Украина
Борис Кустодиев, Россия
Бронислав Войцех Линке, Польша
Рене Магритт, Бельгия
Михаил Златковский, Россия
Мирослав Бартак, Чехия
Отто Дикс, Германия
Виталий Песков, Россия
Адам Рачковский, Польша
Рафал Ольбинский, Польша, США
Раух, Германия
Рейн Лаукс, Эстония
Роланд Топор, Франция
Сирл, Англия
Семпе, Франция
Сере, Франция
Михаил Сова, Германия
Сергей Тюнин, Россия
Виктор Богорад, Россия
Веслав Смерек, Польша, Германия
Властимир Забранский, Чехия
Валерий Земцов, Россия
Георг Гросс, Германия, США


Добавить в Избранное
Поиск
Карикатура
Шарж
Комментарии
Форум/общение
Инструкция и советы
Календарь
П В С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Общение
Главная | Реклама | Обратная связь | Карта сайта
  Rambler's Top100