У нас:
 
художников: 3453
карикатур: 46545
мнений: 654968
 
Наши друзья
 
 
 
Главная | Карикатура | Музей карикатуры в Холоне
По размеру площади залов музей карикатуры на музей еще не очень похож, скорее на музейчик, по подходу, дизайну и солидности идей тех, кто музей придумал и построил – это полноценный музей карикатуры и комиксов, открытый в Холоне в конце декабря.



Всего в мире насчитывается 12 музеев карикатуры. Холонский уже имеет связи с большинством из них – кроме музея карикатур в Иране, открытый весной 2007 года, но его цели пропагандистские, а не культурные.
Музей находится в Холоне в бывшей библиотеке, что само по себе символично. Книги переехали в другой дом, их сменили карикатуры и комиксы, небольшие рисунки, воспринимаемые с первого взгляда. На деле, книги перебрались в новое здание Холонской Медиатеки, перекрытия в старом доме на лице Вайцман, 61, не вынесли их вес, но все равно – символично.

Музей карикатуры был построен всего за год – столько времени прошло с момента обращения Союза карикатуристов Израиля к холонскому муниципалитету. В Холоне в последние годы проводились выставки союза карикатуристов, столь удачные, что городские власти приняли решение открыть галерею карикатуры. «А почему не музей!» - наверное так вскрикнули израильские карикатуристы, быстро написали пару шаржей и сочинили пару прошений.

А так как в Израиле не было похожего музея, да и в мире их мало, а первыми быть славно и почетно, то холонские городские власти, найдя необходимых людей, решили открыть музей в здании библиотеки.
Сказано – сделано, и почти как в сказке или как в комиксе, музей предстал перед глазами посетителей. Над его оформлением обстоятельно потрудились дизайнеры, в том числе и директор музея – Галит Гаон, художница и эксперт по музеологии, сумевшая на пятисот квадратных метрах поместить экспозицию так, чтобы посетители всех возрастов могли разобраться, что же такое израильская карикатура, почему она так политизирована (неполитические карикатуры исходят только из-под карандаша русскоязычных карикатуристов) и как истолковать тягу к комиксам, ощущаемую миллионами людей уже не первый век.
 
Любите вы комиксы или нет, анализируете карикатуры на новостных полосах газет или пролистываете их - это не так важно при визите в музей. Куда значимее, что новый музей - приятный, полезный и увлекательный. Уже при входе в первом зале познаешь, что первая карикатура была сотворена в 470-м году до нашей эры – керамический медальон, представляющий Эзопа, разговаривающего с лисицей. А первая политическая карикатура относится к 79 году нашей эры - два шаржа на местных политиков, откопанные среди настенных фресок Помпеи под покровом пепла.

Силу смеха и карикатуры прекрасно осознавали многие политики, и хотя юное поколение полагает, что слова «смех – это грозное орудие» принадлежат известному французскому писателю Бернарду Веберу, знайте: Менахем Бегин сообщал об этом задолго до него такими же словами «Смех – это оружие. Насмешка – это грозное оружие».
Карикатуры и комиксы стали отдельным жанром медии в конце 19 века, и сейчас многие люди открывают газеты на странице, где издается ежедневная обязательная карикатура, краткий и всем ясный итог дня прошедшего в политике и мире в целом.

Не странно, что в Израиле, стране политизированной снизу доверху, большая часть карикатур создается на политические темы, так что, как-то видно на выставках в музее, особо бурно карикатуристы ударили по Кацаву и бастующим преподавателям. Среди первых экспозиций музея - «Переговоры о мире» Шмуэля Каца, одного из старейших израильских карикатуристов, насмотревшегося за десятки лет работы всех и вся, но не утратившего чувства юмора, что уже само по себе заслуживает приза «Золотой карнадаш», который он приобретет в этом году от музея. Мир в нашей области – радостный повод для рисунков, но есть и другие, столь же славные и актуальные, отображенные на выставке «Еврейский карикатурист-публицист: 2007 год – каким он был».

Периодические экспозиции музея расписаны на два года вперед. Календарь экскурсий, лекций и встреч с карикатуристами, участвующими в выставках – известен заблаговременно на несколько месяцев. Сайт музея работает еще не полностью, но адрес его от общества не спрятать: www.cartoonmuseum.org.il. В мае пройдет показ карикатур к 60-летию страны, в марте – к международному женскому дню и т. д. и т.п.

Музей вполне функционален, несмотря на свое недавнее появление на свет и уже сотрудничает с интернациональным симпозиумом карикатуристов, проходившем в прошлом году в Иерусалиме и издает общие с ним каталоги. Оно и неудивительно – повсюду свои люди, карикатуристы. Ведь музей этот, хотя есть в нем и комиксы и анимация, имение карикатуристов, которые прибывают сюда не только, чтобы взглянуть на свои работы, но и водят здесь школьные экскурсии и читают лекции. На одни жалованья карикатуриста не прожить, потому водить экскурсии никому не запрещается, как и рисовать комиксы – еще один побочный вид занятия многих карикатуристов.

Помимо этого, музей намерен раз в год совершать два награждения «Золотой карандаш» - карикатуристу с именем и молодому таланту, чтобы поощрить обоих. В этом году приз будет отдан, как уже говорилось, Шмуэлю Кацу. Раз в два года музей намеревается проводить конкурс имени Фридель Штерн (первая женщина-карикатурист в Израиле). При музее также организовывается архив – смелый шаг, ведь архив карикатур еще опасней для политиков, чем обычный газетный.

Легко можно будет проследить, насколько у них выросли носы – как у Пиноккио или еще длиннее с годами сваливаемой на наши головы лжи. Планируется, что в архиве будет цифровая база данных карикатур, а также будут содержаться коллекции работ четырех наиболее известных израильских карикатуристов: Фридель Штерн, Зеева, Арье Навона и Дюша.

Как и все нынешние музеи, музей карикатур и комиксов тесно занялся воспитанием юношества. Как и что можно разъяснить с помощью карикатур? Выясняется, что достаточно много, в том числе, что значит критика, обида, неприятие стороннего мнения и прочее.

Немного вопросов к Гилат Гаон – главе музея, женщине столь деятельной и инициативной, что ей в самый раз стать героиней комикса о персонажах культуры.

 - В этом здании прежде была библиотека. Теперь здесь святилище комиксов. Картинка заменила слово, книгу?
- Книгу сменила периодика, газета. А карикатура порой куда красноречивее, чем текст и лаконичнее.

Выразительность карикатуры по силе влияния можно сопоставить с передовицей. Все, что можно произнести во множестве абзацах, долгими предложениями, здесь сформулировано несколькими элементарными линиями.
- Карикатура в Израиле – в основном политическая. Музей не стал слишком политизированным?
- Это музей не политики, а жанра. Выставки буду видоизменяться каждые два с половиной месяца.
 - Почему среди карикатуристов так мало женщин?

- Не просто мало, а всего одна. Неясно почему – ведь в этой сфере можно работать дома. Но может потому, что 99 % карикатуристов занимаются собственно политической карикатурой – женщин политика интересует меньше.
- А где карикатуры на остальные темы? Их вообще создают?

- Конечно, просто не отправляют в газеты – на них не заработать. У израильских карикатуристов есть прекрасные шаржи, есть юмористические рисунки, но на международных выставках всегда одерживают победу именно русскоязычные члены израильского общества карикатуристов с карикатурами-метафорами. На днях была запущена выставка четырех русскоязычных художников в хайфской галерее «Ха-Байт» - рекомендую сходить на эту «Выставку Четырех». Политики там немного, а метафор, юмора и умения подать обстановку - много.
- Что значимее для карикатуриста – уметь рисовать или владеть юмором?

- Умение проявить себя. Карикатурист – тот же журналист, публицист, человек со своей точкой зрения, с четкой социальной позицией. Множество карикатуристов рисуют не так, как положено, не соблюдают правила рисунка, но их произведения актуальны, саркастичны, им есть, что сказать, но вместо слов они применяют изображение. Многие карикатуристы снабжают свои рисунки не только краткой подписью, а иногда и маленькой заметкой. А возникла современная газетная карикатура в конце 19 века, когда одна английская журналистка стала сама иллюстрировать свои материалы шаржированными рисунками, в конце концов почти вытеснившими текст.

Карикатура формировалась вместе с журналистикой, получив известность как жанр после 1860-го года. Тогда начал издаваться журнал «Панч», карикатуры стали печататься в ежедневных газетах.

- Почему в наше время в Израиле карикатур в газетах все меньше?

- Израильтяне – очень сентиментальны: нельзя насмехаться над религиозными, над арабами, над женщинами, над немцами. Имеется внутренняя критика, мешающая свободе слова.
- Большей части людей легче проглядеть рисунки, чем читать статью.
- Именно вследствие этого карикатура зла, метка и адресована сразу ко многим. У карикатуры немалая сила, ее опасаются и потому мало публикуют.

- Почему большая часть карикатур изображены в одном стиле?
- Это единый язык – язык сатиры. Он требует такого простого шаржированного стиля, хотя есть исключения. Рисунок должен быть простым и лаконичным – это многое определяет. Карикатуристы функционируют в клишированных рамках, но каждый раз исследуют прочие направления.

- По какому принципу отбирались карикатуры для первых выставок?
- Прежде всего такие, которые можно понять сразу, без сопутствующей статьи в газете. Карикатура могла быть написана год или два назад – повод уже позабыт, но чувство юмора сохранилось, рисунок ясен и вне газетного листа.

- Вы много лет проработали куратором выставок, дизайнером вернисажей и музеев...
- Да, и в этом музее за год весьма напряженной работы смогла использовать свои сведения: мы смогли расположить несколько выставок на небольшой площади.
 
 - Ваш музей – это хранилище карикатуры и комиксов. Сюда приходят много детей. Они сразу бросаются в зал комиксов?

- Вовсе нет. Их куда больше занимает актуальная политическая карикатура. На примере карикатур мы показываем им, что такое цинизм, пародия, шарж, сатира. Говорим о том, что карикатура должна быть критичной, но не оскорбительной. 

- Вы учите детей выражать себя?

- Мы учим их говорить иначе. Карикатура – это средство выражения в демократической стране со свободой слова. К нам приходят школьники лет 12-13. Сначала они молчат, смотрят, потом понемногу принимаются описывать то, что видят, стараются выражать свои мысли, особенно если учительница не мешает и не вынуждает их замолчать. Карикатура – это одно из средств ощутить себя свободным. У детей куда более, чем у взрослых острые взгляды на Ольмерта, об израильской политике, о деле строительной компании «Хефциба», о пособиях для испытавших Катастрофу. Они большие критиканы, чем мы.

- Комикс – это иной мир. Фантазия, а не политика. Как вы соединяете эти два жанра – комикс и карикатуру?
 - Листы с комиксами размещены в отдельном помещении – они никому не мешают. К тому же, как я говорила, многие комиксы изображены нашими карикатуристами. Весной мы проведем выставки комиксов двух израильских групп – «Димона» и «Actus».

- А будут ли экспозиции не израильских комиксов?

- Да, но после первого года работы музея. Каждый год проводится интернациональная конференция музеев, где есть отделение музеев карикатуры и комиксов. Надеюсь, что с помощью этих конференций мы сумеем достичь соглашения о выставках из музеев Бельгии и США.

Добавить в Избранное
Поиск
Карикатура
Шарж
Комментарии
Форум/общение
Инструкция и советы
Календарь
П В С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Общение
Главная | Реклама | Обратная связь | Карта сайта
  Rambler's Top100