У нас:
 
художников: 3453
карикатур: 46545
мнений: 654968
 
Наши друзья
 
 
 
Главная | Художники | Фердинанд Виктор Эжен Делакруа

Фердинанд Виктор Эжен Делакруа́ (26 апреля 1798 года — 13 августа 1863 года) - французский живописец и график, виднейший представитель французского романтизма, родился в пригороде Парижа 26 апреля 1798 года.


Его отцом считался Шарль Делакруа, чиновник среднего ранга, но бытовали упорные слухи, что на самом деле Эжен был незаконнорожденным сыном всемогущего Шарля Талейрана, наполеоновского министра иностранных дел, позже главы французской делегации на историческом Венском конгрессе 1814—1815-х годов.

Мальчик был настоящим озорником. Александр Дюма, друг детства художника,  вспоминал, что « к трём годам Эжен уже вешался, горел, тонул и травился» . Это означает, что Эжен чуть не «повесился», случайно обвив вокруг шеи мешок, из которого кормили лошадей овсом; «горел», когда над его детской кроваткой загорелась противомоскитная сетка; «тонул» во время купания в Бордо; «травился», наглотавшись краски-медянки.

Более смирными были годы учёбы в лицее, где мальчик обнаружил недюжинные способности в словесности и живописи и даже получал призы за рисунок и знание классической литературы.

Скорее всего, свои художественные наклонности Эжен унаследовал от своей матери, Виктории, которая росла в семье известных краснодеревщиков, однако подлинная страсть к живописи возникла в нем в Нормандии, где он часто сопровождал своего дядю, когда тот отправлялся, чтобы писать с натуры.

Юному Делакруа рано пришлось задуматься о своей дальнейшей участи. В 1805 году умер его отец Шарль, а в 1814 умирает его мать Виктория, оставив Эжена на попечение его сестры, которая вскоре попала в труднейшее финансовое положение. В 1815 году юноша оказался совершенно один и должен был решать, как жить дальше.


В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал известный классицист Нарсис Герен (1774—1833). В мастерской господствовал академизм, и Эжен без устали писал гипсовые слепки и обнаженных натурщиков.

Эти уроки дали возможность юному художнику в совершенстве овладеть техникой рисунка. Однако подлинными университетами для Делакруа стали Лувр, где он очаровался работами старых мастеров, и общение с молодыми живописцами, в частности, с Теодором Жерико.

В то время в Лувре еще можно было увидеть немало холстов, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не отданных их владельцам. Больше всего начинающего художника привлекали великие колористы — Рубенс, Веронезе и Тициан. Бонингстоун, в свою очередь, познакомил Делакруа с английской акварелью и творчеством Шекспира и Байрона. Но самое большое влияние оказал на Делакруа Теодор Жерико.


Картина «Плот Медузы», над которой в 1818 году работал Жерико, положила начало французскому романтизму. Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем появления на свет композиции, сокрушающей все типичные суждения о живописи. Увидев завершенную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».

Картина «Ладьи Данте», написанная Делакруа в 1822 году, стала его первым призведением, показанным в Салоне. Особенного фурора, подобного появлению в Салоне «Плота» Жерико, она не произвела. Подлинный успех пришел к Делакруа через два года в 1824 году, когда он выставил в Салоне свою «Резню на Хиосе», изображающую ужасы недавней войны Греции за независимость.

«Жуткий гимн року и страданию» - так назвал эту картину Бодлер. Несмотря на то, что многие критики поставить в вину Делакруа чрезмерный натурализм, главная цель была достигнута: начинающий художник заявил о себе.

Еще одна работа, выставленная в Салоне, именовалась «Смерть Сарданапала» по мотивам сюжета, заимствованного у Байрона, содержанием  которой он будто сознательно гневил своих недоброжелателей. «Движение передано прекрасно, - писал один из критиков о похожей работе Делакруа, - но эта картина буквально кричит, грозит и богохульствует».

Последнюю большую картину, которую можно отнести к первому периоду творчества Делакруа, художник посвятил современности.


В июле 1830 года Париж взбунтовался против монархии Бурбонов. Делакруа, симпатизировавший восставшим, выразил свои чувства в картине «Свобода, ведущая народ», которая также известна под названием «Свобода на баррикадах». Полотно было выставлено в Салоне в1831 году и вызвало бурное одобрение общественности. Новое правительство приобрело произведение, однако распорядилось немедленно снять его - чрезмерно опасным казался ее пафос.

По всей видимости, к этому времени образ бунтаря Делакруа несколько приелся, стали очевидны поиски нового стиля. В 1832 году художник вошел в состав официальной дипломатической миссии, направленной с визитом в Марокко. Отправляясь в это путешествие, Делакруа и подумать не мог, насколько сильно повлияет поездка на все его дальнейшее творчество.

Африканский мир, который он представлял ярким, веселым и радостным, предстал перед его глазами спокойным, патриархальным, погруженным в свои заботы, печали и радости. Это был затерянный во времени древний мир, очень похожий на Грецию.

В Марокко Делакруа сделал сотни набросков, а в дальнейшем впечатления, полученные в этом путешествии, служили ему неисчерпаемым источником вдохновления.

После его возвращения на родину его положение укрепилось. Последовали официальные заказы, в числе которых были  росписи, выполненные в Бурбонском дворце в1833—1847 годах.

Делакруа работал также над украшением Люксембургского дворца и росписью потолков в Лувре. Двенадцать лет он отдал созданию фресок для церкви Сен-Сельпис.

Работа над фресками очень нравилась художнику. В этой связи он писал: «Мое сердце всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти».

Однако с возрастом производительность Делакруа падала. В 1835 году у него выявилось тяжелое заболевание горла, которое то утихало, то обострялось, и в конце концов свело его в могилу.

Будучи светским человеком, Делакруа посещал всевозможные собрания, приемы и знаменитые салоны Парижа, неизменно блистая острым умом и элегантностью костюма и манер. При этом его частная жизнь оставалась скрытой от посторонних глаз. Долгие годы длилась связь Делакруа с баронессой Жозефиной де Форже, однако их роман не закончился свадьбой.

В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа, а в 1855-м году он был награжден орденом Почетного легиона. В том же году в рамках Всемириной парижской выставки была организована персональная выставка Делакруа.

Сам художник очень переживал, понимая то, что публика в большей степени знает его по давним работам, и лишь только они возбуждают ее стабильный интерес. Последняя картина Делакруа, выставленная в Салоне в 1859 году, и завершенные в 1861 году фрески для церкви Сен-Сюльпис, остались почти незамеченными.

Делакруа скончался от рецидива болезни горла, в своем парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет.
Добавить в Избранное
Поиск
Карикатура
Шарж
Комментарии
Форум/общение
Инструкция и советы
Календарь
П В С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Общение
Главная | Реклама | Обратная связь | Карта сайта
  Rambler's Top100