У нас:
 
художников: 3453
карикатур: 46545
мнений: 654968
 
Наши друзья
 
 
 
Главная | Художники | Оноре Домье

Об Оноре Домье и его творчестве мы можем найти у Эжена Делакруа замечательные строки.

Оноре Домье

Так французский живописец и график, виднейший представитель романтизма во французском изобразительном искусстве, писал, обращаясь к Домье: «Нет человека, которого я больше бы ценил и которым я больше бы восторгался, чем Вами». Шарль Бодлер, французский поэт, отмечал, что гнев, с которым Домье вскрывает зло, «доказал доброту его сердца». «Через Вас народ будет говорить с народом», – писал Домье знаменитый историк-демократ Мишле. Многие из этих слов оказались пророческими.

Оноре Викторьен Домье родился 26 февраля 1808 года в Марселе, в семье стекольщика, который обладал литературными способностями. Стремясь их осуществить, в 1814 году он переехал с семьей в Париж. Но его мечтаниям не суждено было исполниться. Из-за постоянной нехватки денег в семье маленькому Оноре пришлось рано начать работать  сначала рассыльным, а потом продавцом книг. Он так и не смог пройти полноценный курс обучения живописи.

С 1822 года Домье берет частные уроки у художника А. Ленуара, иногда пишет с натуры в студии Сюиса, часто бывает в Лувре, где копирует известных мастеров, особенно Тициана и Рубенса.

И лишь одно обстоятельство, связавшее «баловство художника» с заработком ремесленника – спрос на литографский труд – помогло Домье выбраться на дорогу искусства.

Поступив в обучение литографскому делу к малоизвестному художнику Рамеле, Оноре сначала хотел лишь поддержать родителей материально. Он рисует небольшие картинки, нотные заголовки, детские азбуки для издателей Белиара и Рикура. Однако очень скоро Домье нашел истинную точку приложения для своего таланта.
 
С 1830 года Домье начал работать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где творили лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. С этих пор Домье окончательно соединил свою судьбу с политической прессой, работая под псевдонимом, затем он подписывался «H.D.» и, в конце концов, полным своим именем и фамилией. Вскоре он приобрел известность как автор колкой сатирической графики.

В «Карикатюр» Домье сотрудничал с 1831 по 1843 год, затем с 1835 по 1874 год (исключая 1860–1863 годы) в журнале «Шаривари». Оба издания были основаны Филипоном. Оноре Домье оставил работу в этих журналах лишь тогда, когда почти совершенно ослеп. За все это время он создал 4 тысячи литографий, 900 гравюр на дереве и около 400 картин и набросков, написанных  маслом и акварелью.

Оноре Домье

Одна из самых известных ранних литографий Домье - «Гаргантюа», появившаяся 15 декабря 1831 года в витрине фирмы Обер и собиравшая множество поклонников. На ней художник показал тучного Луи Филиппа, кушающего золото, которое чиновники отнимают у измученного народа. Правительство сразу же отреагировало на это событие, приговорив его к шести месяцам тюремного заключения и к штрафу в пятьсот франков.

Домье не останавливается на достигнутом. Он настойчиво трудится над карикатурным портретом, доводя до гротеска характерные черты портретируемого. Фигуры на его литографиях тридцатых годов в высшей степени объемны, пластичны. Такова работа «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителями на скамьях, расставленных амфитеатром, можно лицезреть министров и членов парламента Июльской монархии.

С безжалостной точностью передавая портретное сходство, обнаруживая и подчеркивая моральное убожество этих людей, Домье создает галерею типажей, острая индивидуальная характеристика которых переходит в социальное обобщение, в убийственное изобличение злобной тупости сил реакции.

По силе воздействия близки листы, в которых Домье показывает роль рабочих в классовой борьбе, к примеру, литографии под названиями «Он нам больше не опасен», «Не вмешивайтесь», «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года».

После «сентябрьских законов» 1834 года, направленных против печати, творить в области политической сатиры не было возможности. Теперь Домье берет темы из будничной жизни, ставя особый акцент на социальных вопросах. В это время художник выпускает целые сборники карикатур быта и нравов. В сотрудничестве с художником Травьесом Домье в 1835–1836-х годах создает серию «Французские типы».

Реакцией Домье на лозунг министра Гизо «Обогащайтесь!» было создание образа афериста и  проходимца Робера Макэра в серии «Карикатюрана» в 1836–1838-х годах.

В других литографиях Домье изобличает коррумпированность французского суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846), высмеивает убогость современного ему мещанина. Таков, в частности, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»).

 В этом духе Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846). В 1841–1843 годах он выпускает серию «Древняя история», в которой дерзко пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа.

Оноре Домье

К этому времени изменяется манера рисунка, работы художника приобретают графический оттенок, исчезает пластичность, штрих делается выразительней. Как повествует современник Домье Теодор де Банвиль, карикатурист никогда не пользовался отточенными новыми карандашами, он отдавать предпочтение обломкам, чтобы линия, как он считал, была разнообразней и оживленнее.

16 апреля 1846 года он женился на двадцатичетырехлетней Мари Александрии Дасси, уже несколько лет делившей все тяготы и радости его неспокойного бытия. Она была портнихой и не слишком смыслила в занятиях мужа, но зато она стала ему преданным другом, который не падал духом в трудные минуты.

Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, доставлявшее ему много горьких минут. Теперь у него был свой дом, согретый веселой и ласковой Александрией. Даже работая в полном уединении у себя в мастерской, он не испытывал вокруг себя пустоты. Круглое смеющееся лицо со вздернутым носом, стройная высокая фигура жены оставили отпечаток чуть ли не на всех женских образах, которые изображал Домье.

Обладая пылким артистическим темпераментом, Оноре Домье всегда хотел заниматься живописью. Он постоянно находился в окружении художников-живописцев, таких как Коро, Диаза, Добиньи, Делакруа. Но постоянная нехватка средств и нескончаемая работа в журнале мешали его творческим желаниям. И только в возрасте сорока лет он первый раз взялся за кисть. Тогда думалось, что вместе с победой Февральской революции 1848 года его обличительная миссия закончилась.

9 марта он создает «Последний совет экс-министров», где славит взбунтовавшуюся Францию, выдворяющую правительство Июльской монархии. Для официального конкурса он создает иносказательный образ Республики. Эта превосходная, величавая композиция столь монументальна, что могла бы послужить проектом памятника. В это же время Домье пишет картины «Восстание» и «Семья на баррикаде».

Но художник не получил должного вознаграждения от правительства буржуа за образ прекрасной Республики, и по-прежнему жил в нищете. Поначалу Домье трудился над литографиями для журнала по ночам, чтобы днем заниматься живописью. В 1860 году он даже пытается прервать свой контракт с «Шаривари».

В 50–60-е годы художник пишет одну за другой свои дивные работы маслом и акварелью, за которые при жизни он имел лишь гроши и которые сегодня стоят баснословные деньги.

В своих живописных произведениях Домье зачастую лиричен, задумчив, его образы  исполнены благородства и достоинства.

«Свет в картинах несет эмоциональную нагрузку, и посредством его Домье расставляет композиционные акценты, используя сопоставления светлого и темного самым разнообразным способом, – пишет знаток творчества Домье Н.В. Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. Таковы, например, картины "Перед купанием" (около 1852), "Любопытствующие у витрины" (около 1860).

Оноре Домье

Иногда художник прибегает к другому эффекту. Полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему, и насыщенно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета. Это мы можем видеть на полотнах "Выход из школы", сознанном около 1853–1855-х годов, в одном из вариантов "Вагона третьего класса", написанном в 1862 году. И это несмотря на то, что для Домье типична приглушенная палитра, пропитанная разнообразными оттенками, отсветами.

Неповторимый свет озаряет будничные сцены, которые приобретают значительность, вдруг теряя свою прозаичность. Интерес к эффектам освещения, обостряющим драматизм действия, вынуждает Домье обращаться к изображению театра. Он изображает психологию зрителей, взволнованных представлением ("Мелодрама", 1856–1860), или актеров с ярко выраженной мимикой ("Криспен и Скапен", 1858–1860).

Домье как живописец сыграл в истории искусств не меньшую роль, чем Домье-график. Он ввел в живопись новые образы, трактуя их с необыкновенной выразительностью. Ни один живописец до Домье не писал так свободно, не обобщал так смело во имя целого. Он предвосхитил во многом дальнейший путь развития живописи.

Реализм Домье достигает особой силы в серии картин, посвященных «Дон Кихоту», в которых символизированы две противоположных крайности человеческого духа. В «Скоморохах» перед нами предстает противоположность между внешним обликом человека и его внутренним миром.

На одной из лучших картин Домье под названием «Скапен», которая находится в частной коллекции Руара, мы видим Пьеро из известной сказки Ватто, изображенного в образе пролетария с утомленным и грубым лицом, только переодевшимся в веселый карнавальный балахон.

Единственные «парижские типы», которых пощадила язвительность Домье – это кузнецы, прачки с детьми, бурлаки и другие труженики, которые составляют целую группу произведений Домье, в обрисовке которых его кисть достигла максимального пафоса, предельной монументальности.

Живя на набережной острова Сен-Луи, Домье часто наблюдал за тяжелым трудом прачек, которым посвятил самый значительный свой цикл «Прачки». «К циклу "Прачек" относится и картина, известная под названием "Ноша", – пишет Н.Н. Калитина. – Она выполнена, по всей вероятности, позднее и производит, по сравнению с "Парижской прачкой", несколько иное впечатление. Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину».

Во время Второй империи материальное положение Домье стало еще хуже. Редакция журнала «Шаривари», посчитавшая, что «произведения Домье отбивают подписчиков», отказалась с ним сотрудничать. В это же время журнал «Монд иллюстри», только что  начавший печатать гравюры с рисунков художника, также прекратил с ним работать. И лишь в 1863 году журнал «Шаривари» заключает с Домье новый договор, и  художник вновь возвращается к политической карикатуре.

На одной из его литографий изображена Конституция, укорачивающая платье Свободы, на другой Тьер представлен суфлером, руководящим действиями и словами политических деятелей. Художник выпускает целую серию антимилитаристских сатир, таких как «Мир проглатывает шпагу». В литографиях 1870–1872-х годов Домье изобличает виновников несчастий Франции.

В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года». Таким образом Домье показывает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть.

Работы Домье подчас драматичны и символичны. В одной из литографий 1871 года на фоне грозного неба нарисован искалеченный ствол могучего когда-то дерева, у которого осталась всего лишь одна ветка, которая противостоит урагану.

Подпись под рисунком «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки» говорит о только что пережитой трагедии Франции. Резким сопоставлением света и тени, энергичными линиями художник сумел дать мощный образ, олицетворяющий жизненную силу страны, в которую верил художник как и в ее отважный народ.

Оноре Домье

На пртяжении всей жизни художник терпел лишения. Друзья пробовали ему помочь, адресуя к нему отдельных покупателей. Но в большинстве случаев у Домье не получалосьпродать свои произведения. Н.Н. Калитина приводит в своей книге такой эпизод: «Однажды произошел случай, свидетельствующий об удивительной скромности и непрактичности художника.

Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. Предварительно предупредив художника, чтобы он приоделся и просил за картину не меньше 5000 франков, Добиньи прибыл с покупателем в мастерскую. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма, и он пожелал посмотреть другие работы. Художник показал еще одно, гораздо более значительное произведение, за которое, однако, не получив инструкций от Добиньи, со свойственной ему скромностью нерешительно попросил 600 франков. Американец отверг картину и вообще больше не обращал внимания на художника, продающего свои вещи по дешевке».

Постоянно присутствовавшие в жизни Домье материальные лишения не сломили его гордости и республиканских взглядов. Когда министерство Наполеона Маленького решило наградить его под конец его жизни орденом Почетного легиона, Домье имел храбрость отвергнуть этот «дар данайцев», со скромным юмором объясняя свой отказ «желанием на старости лет глядеться в зеркало без смеха».

В 1873 году художник вынужден был прекратил работать из-за слабости зрения. Полуслепой и старый, Домье закончил бы свою жизнь в глубокой нищете, если бы не дружеская помощь пейзажиста Коро, который купил для него небольшой домик в местечке Вальмондуа, где Домье и умер 10 февраля 1879 года.
Добавить в Избранное
Поиск
Карикатура
Шарж
Комментарии
Форум/общение
Инструкция и советы
Календарь
П В С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Общение
Главная | Реклама | Обратная связь | Карта сайта
  Rambler's Top100