У нас:
 
художников: 3453
карикатур: 46545
мнений: 654968
 
Наши друзья
 
 
 
Главная | Художники | ЛЕБЕДЕВ Александр Игнатьевич

ЛЕБЕДЕВ Александр Игнатьевич (1830, Петербург - 1898, там же)

А. И. Лебедев известен, в основном, как автор многочисленных карикатур, помещенных в сатирических журналах, а также иллюстраций к произведениям русских писателей, издававшихся отдельными литографированными альбомами.


Художественные способности проявились у него еще в детстве. Но по воле отца, человека военного, юношу определили в Училище топографии. Лишь в 1849 году Лебедев начал посещать вечерние рисовальные классы Петербургской Академии художеств в качестве вольноприходящего ученика, совмещая занятия искусством со службой. В 1857 году он окончил академию и получил звание свободного художника.

Живопись Лебедева почти не известна и малоинтересна. В ГРМ хранятся автопортрет, созданный, скорее всего, вскоре после окончания Академии, и картина "В больнице", написанная в традициях жанровых работ передвижников. Но дар художника раскрылся наиболее полно в сатирической графике.

 В модном в то время журнале «Весельчак» Лебедев дебютировал в 1858 году как автор пока еще вполне безобидных бытовых карикатур. Впоследствии он сотрудничал со многими сатирическими журналами: "Заноза", "Иллюстрированная газета", "Пчела", "Кругозор", "Нива", "Осколки", "Стрекоза".

Производительность художника поразительна. Довольно широкий диапазон тем пока касается лишь бытовых вопросов. Лебедев изображает различные социальные слои общества, подмечая смешные, а подчас и нелепые случаи, имеющие место в обычной жизни.



Подобные "картинки" художник объединяет в тематические альбомы: "Пикник" (1859), "Во всех ты, душенька, нарядах хороша" (1861) и т. д. В 1860-х годах Лебедев выпускает новую серию, посвященную судьбам молодых неопытных девушек, ставших жертвами соблазнов большого города.

Среди них такие серии, как "Погибшие, но милые создания" (1862), "Еще десяток погибших, но милых созданий" (1863). За ними следуют альбомы "Прекрасный пол" и "Колпак", оба созданные в 1864 году, в которых изображенные сценки дополнены подписями в форме краткого диалога, составленного самим Лебедевым и писателем В. В. Крестовским.

Часто в картинках из современного ему быта Лебедев поднимается и до злободневной социальной сатиры. Тогда наряду со сценами ссор, измен, пьяного дебоша и разгула появляются изображения взяточничества мелких чиновников и произвола высокопоставленных лиц. Гражданственная направленность сатиры особенно обозначилась у Лебедева в период сотрудничества с журналом "Искра" в 1864-66 годах, где в 9 номерах были помещены 54 его работы.

Лебедев был известен и как автор юмористических портретов известных людей - писателей, художников, издателей, общественных деятелей. Это были и дружеские шаржи, вроде тех, что высмеивали казавшуюся невероятной работоспособность И. К. Айвазовского и надутое самодовольство М. О. Микешина. Однако были и откровенно сатирические изображения, как, например, гротесковые портреты журналистов М. Н. Каткова и А. С. Суворина.

Лебедев с успехом работал в технике литографии, часто с использованием цветного фона и достиг в этом деле большого мастерства. Прекрасно художник владел и карандашом. Сохранилось довольно много его рисунков, как правило, подготовительных, предназначавшихся для перевода на литографский камень. В технике литографии выполнены и многочисленные иллюстрации художника.

Лебедев-иллюстратор обращался к творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, других русских писателей. Иллюстрации печатались отдельно от текста в журналах, например в "Северном сиянии" за 1862 и 1864 годы. Однако чаще всего они выходили в виде выпусков-альбомов. Самыми значительными работами художника в этой области являются литографии по мотивам сочинений Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина, иллюстрируя которых  художник переключается в остросатирический регистр.

Несмотря на то, что художник много работал, он до конца жизни так и не смог достичь материального благополучия. На неоднократные обращения Лебедева за помощью в Академию художеств он получал отказы. После его скоропостижной смерти многие газеты и журналы поместили некрологи. Современники отдавали дань превосходному мастеру литографии, наделенному сатирическим даром и талантом интерпретировать литературные произведения.
Добавить в Избранное
Поиск
Карикатура
Шарж
Комментарии
Форум/общение
Инструкция и советы
Календарь
П В С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Общение
Главная | Реклама | Обратная связь | Карта сайта
  Rambler's Top100