У нас:
 
художников: 3453
карикатур: 46545
мнений: 654968
 
Наши друзья
 
 
 
Главная | История карикатуры | Карикатура в борьбе с тиранией
Искусство карикатуры издавна обличало миллионы маленьких и больших тиранов.


Скрытно или явно карикатуристы ненавидели и ненавидят тиранов, так как сам образ мыслей художников такой направленности подразумевает критическое отношение к миру. Подлинная же критика имеет право на жизнь лишь в том случае, если у критика гуманная жизненная позиция, что, как правило, является диаметральной противоположностью любой тирании.

И даже те карикатуристы, которые, будучи «карманными», должны были по роду своей деятельности превозносить тиранов, все равно затаенно их ненавидели. Что касается тиранов, они также ненавидели всех карикатуристов, даже своих «карманных», поскольку они в любой момент могли стать «карманными» карикатуристами их многочисленных врагов.

Эпохи сменяли одна другую, однако отношения между тиранами и карикатуристами во все времена оставались приблизительно одинаковыми. Излюбленной темой для карикатуристов всегда были великие тираны, такие, например, как Наполеон, Гитлер, Сталин… Пристальное рассмотрение карикатур на великих тиранов и политической ситуации в мире во времена их правления показывает, что деспот обычно удерживает при себе стаю «карманных» карикатуристов, которые возносят его до небес.

Зачастую тиран натравливает таких карикатуристов на собственных противников, внутренних или внешних. И тут «карманные» карикатуристы принимаются, часто перебивая друг друга, изощряться в замысловатой критике врагов тирана. Своих карикатуристов тиран «подкармливает» и одновременно держит в страхе. Благо, что тюрем и лагерей у тиранов всегда достаточно.

Но так сложилось в мировой культуре, что в памяти потомков, в основном, сохранились карикатуры и карикатуристы, которые осмеивали великих тиранов. Недаром  дерзающих надсмехаться над тиранами карикатуристов они неизменно старались убрать. Для этого существовала армия тайной полиции, прекрасно развитая, достойная своего хозяина.


Что интересно, тираны ненавидели лютой ненавистью всех зарубежных карикатуристов, поскольку наказать их немедленно у них не было никакой возможности. Наполеон, к примеру, направлял требования  властям Англии, чтобы они приструнили английских карикатуристов, заключая Амьенский мир, призывал судить карикатуристов, подвергающих его критике, наравне с убийцами и фальшивомонетчиками. Великий тиран Гитлер составил перечень советских карикатуристов, которых обязался повесить после взятия Москвы.

Что примечательно, вольномыслящий карикатурист относится к тиранам не совсем однозначно. Помимо критики ненавистных для них черт характера тиранов, их недостойных поступков, их противогуманной политики, карикатуристов патологически тянет к личностям тиранов. И чем весомее такая личность, тем сильнее тяготение к ней карикатуриста.

А все это оттого, что тиран - наилучший в мире объект для сатиры, так как в личности тирана коренится подлинное Зло. И карикатуристу, естественно, хочется сразиться с большим Злом, как Дон Кихоту - с Великаном.


На одной из первых сохранившихся с древних времен карикатур, выполненных еще на папирусе, представлен Рамзес Третий в образе ненасытного Льва. Изображались  на карикатурах и многие другие тираны. Эти сатирические рисунки можно было встретить на стенах домов и храмов, на домашней посуде и утвари, в книгах и в летучих листках…

Собственно благодаря фигуре Наполеона в девятнадцатом веке появилась и получила широкое распространение политическая карикатура в теперешнем значении этого понятия. К этой великой личности-тирану не был безразличен никто. Он вызывал или безграничную любовь, или беспредельную ненависть.

В то время Наполеону объявили сатирическую войну карикатуристы Англии, России, Германии, Испании, и нужно отметить тот факт, что в этой войне они одержали верх. Наполеон откликался на критику не столько сатирой, сколько элементарной клеветой через свой «Вестник».

Расцвет тирании приходится на ХХ век, когда появились сразу несколько великих тиранов, десятки настоящих тиранов и бессчетное количество тиранчиков в Латинской и Центральной Америке, Европе, Азии.

В двадцатом веке искусство карикатуры начало играть значительную роль в общественной жизни. В особенности всколыхнули интерес художников-карикатуристов  личности самых больших тиранов столетия - Сталина и Гитлера, что способствовало стремительному развитию искусства карикатуры.


В окружении Сталина всегда была солидная группа «карманных» карикатуристов, которые в своих незатейливых работах восхваляли его на все лады. В то время, когда Гитлер, по мнению Сталина, еще не был врагом, но не был и другом, советские карикатуристы его или слегка похваливали, или просто не трогали.

Когда же Гитлер напал на СССР, советские карикатуристы накинулись на него со всей своей язвительностью. На плакатах, в листовках, в газетах и журналах были напечатаны тысячи незамысловатых карикатур, показывающих ненавистного Гитлера и отважного воителя Сталина. Интересно также отметить, что эти же карикатуристы после смерти Сталина, когда им позволили, приступили к безжалостной критике «вождя народов».

Что касается немецких карикатуристов, Гитлера большинство из них люто ненавидело, и даже когда он еще не был вселенским тираном, критиковали его немилосердно. Позже, став первым лицом страны, он их или уничтожил, или выпроводил за пределы рейха. Но германские карикатуристы критиковали Гитлера, даже  будучи в эмиграции.

Похожие отношения между карикатуристами и тиранами складывались и в других странах в двадцатом столетии.

Но наступает время падения тирана, когда рушится построенная им империя. Новоиспеченные правители дозволяют говорить об ушедшей тирании истину. Вот тут все карикатуристы - и конформисты, и свободомыслящие – становятся единодушны.

Демократические правители относятся к карикатуристам совершенно иначе, чем тираны. Карикатуру на себя демократические правители приветствуют как неявную рекламу, они карикатур не боятся. Потому что между демократическим правителем и его народом нет внутреннего противоречия. Так, американские президенты последних десятилетий торжественно принимали в Белом доме авторов понравившихся им карикатур на собственные персоны.

Следовательно, по тому как относится правитель к карикатурам на них, можно заключить о степени его тирании.

Каково же отношение к искусству карикатуры у правителей посткоммунистических стран? Несомненные тираны Милошевич и Лукашенко карикатуры на себя, конечно же, не любят. Ельцин, увидев на карикатуре свой красный нос, мог лишь только улыбнуться. А насколько не нравятся карикатуры господину Путину, можно лишь гадать.

В нашем государстве правитель карикатуру не приветствует. Как и должно быть при обычной тирании, у нас имеются «карманные» и свободные карикатуристы. Ни в одном из государственных изданий ни в коем случае не может быть напечатана критическая карикатура на действующего правителя.

Карикатуры с критикой на правителя можно встретить только в изданиях оппозиционных, которые подвергаются гонениям. Индивидуально карикатуристы пока не преследуются, если не принимать во внимание вызовы в суды по различным тяжбам с небольшими тиранчиками, но и никак не поощряются.

Тиранчики, тираны, великие тираны приходят и уходят. А искусство карикатуры будет существовать даже тогда, когда на планете не останется даже маленького уголка для тирании.

Добавить в Избранное
Поиск
Карикатура
Шарж
Комментарии
Форум/общение
Инструкция и советы
Календарь
П В С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Общение
Главная | Реклама | Обратная связь | Карта сайта
  Rambler's Top100