У нас:
 
художников: 3453
карикатур: 46545
мнений: 654968
 
Наши друзья
 
 
 
Главная | Современная карикатура | Что такое "КАРИКАТУРА"?
Термин КАРИКАТУРА происходит от итальянского caricare, что в переводе означает «нагружать» и подразумевает изображение какого-либо явления в юмористическом, анекдотическом виде через намеренное искажение отображаемого материала, специального нарушения стандартных соотношений.


карикатура

Наиболее острые карикатуры иногда называются шаржем от французского charger – «нагружать»). Термин используется во всех видах искусства, но максимально используются в сфере изобразительных искусств.
Методы, благодаря которым получается карикатурное искажение, весьма различны и могут опираться либо на чрезмерное выделение уже существующих в натуре компонентов, либо на предании описываемому предмету свойств ему не характерных. Наиболее популярные способы первой категории: а) гипербола, усиливающая имеющиеся в натуре признаки через их чрезмерное преувеличение, б) комическая схематизация, выделяющая черты натуры путем их отделения и отбрасывания всех прочих признаков, в) комическое отстранение, заключающееся в полном пренебрежении всеми теми признаками, восприятие которых обусловлено целой сложной системой привычных, условных ассоциаций, — например в статье Толстого "Что такое искусство", где дано карикатурное представление оперного спектакля, достигаемое путем совершенного игнорирования всех театральных условностей.

Наиболее популярные способы второй категории: а) реализованная метафора, описывающая один предмет под видом другого, в чем-либо сходного с ним предмета, и наделяющая его признаками этого последнего; примером является басня Крылова "Щука и кот", карикатурно описывающая под видом щуки адмирала Чичагова и в соответствии с этим приписывающая ему ряд "щучьих" признаков — наличие острых зубов, хвоста и пр. (реализованная метафора в таких случаях часто сопровождается аллегорией); б) экземплификация - когда предмет наделяется каким-либо произвольно вымышленным автором свойством: предмет показывается в выдуманной ситуации для наиболее насыщенного отображения его характерных черт и высмеивания всего предмета, — напр. карикатурное изображение Чернышевского в повести Достоевского "Крокодил", где выдуманная ситуация предоставляет ряд поводов изображения Чернышевского в совершенно нелепом виде.

Отображаемое в карикатуре подчеркнутое искажение реальности объединяет карикатуру с гротеском, для которого данный прием является главным обусловливающим признаком. Однако карикатура и гротеск также имеют и ряд различий: 1. для гротеска не обязательно всегда присущее карикатуре высмеивание представляемого предмета (так, сон Татьяны в "Евгении Онегине" — один из эталонов гротескного искусства, но совершенно не может считаться карикатурой), романтический гротеск (например у Гюго, у Гофмана) часто не выполняет карикатурных задач; 2. гротеск может считаться одним из многих инструментов карикатурного отображения, т.к. для карикатуры вовсе необязателен феерически преувеличенный, фантастический абсурд гротеска, а часто хватает лишь подчеркивания, слегка превосходящего норму.

Гротеск неизменно создает иллюзию своеобразного мира, преступающего самые главные законы естества, и тем самым воспроизводит психоидеологию социальных групп, исключенных из стабильного состояния и утративших веру в неизменность самой реальности. Карикатура же может обойтись лишь частичной нелепостью как следствием умышленного позволение, как явной условностью, несущей служебную роль в высмеивании этого предмета, и употребление карикатуры всецело совместимо с самой здоровой, самой стабильной психоидеологией самых устойчивых социальных групп. Так, карикатурное изображение монахов у Бокаччо совсем не указывает на упадочные настроения торговой буржуазии эпохи Ренессанса, а наоборот, должно быть объяснено как признак того, что буржуазия уяснила необходимость вести борьбу с пережитками феодального миропонимания, мешавшими ее росту.

Если карикатура отличается от гротеска своей методикой и целеустремленностью изображения, то с пародией она разнится лишь предметом изображения, так что карикатура может быть наречена пародией на представляемый предмет (нередко таким предметом может быть популярная, привлекшая к себе по той или другой причине общественный интерес личность), а пародия — карикатура на отображаемый стиль. Метод же, благодаря которому реализовывается эффект, в обоих случаях одинаков: искажение стандартных соотношений, представление в нелепом виде.

Тесное сходство между карикатурой и пародией наглядно подтверждается еще и тем, что в литературной практике они неизменно сочетаются друг с другом, достигая таким образом наиболее острого высмеивания своего предмета. Так, в "Письмах темных людей", сотворенных гуманизмом нарождающейся буржуазии в битве с церковным пленом феодализма, представлены одновременно и карикатура на обскурантов и пародия на их схоластический стиль. Достоевский разделался с ненавистной ему барственностью Тургенева двойственным ударом карикатуры и пародии, дав в одном из героев романа "Бесы", писателе Кармазинове, карикатуру на повседневный облик Тургенева, а в приписываемой тому же Кармазинову повести "Мерси" — пародию на тургеневский стиль, а конкретно на рассказы Тургенева "Довольно" и "Призраки".

По своей целенаправленности карикатура совпадает с сатирой и часто вследствие этого бывает употребляема с сатирическими задачами. Но, во-первых, сатира пользуется, помимо карикатуры, и другими средствами высмеивания, среди которых одно из основных мест имеет ирония; во-вторых, для карикатуры совсем необязательна идейная острота сатиры, и карикатурное отображение не обязательно подтверждает социальное негодование автора. Можно представить себе беззаботную карикатуру, выполненную в тонах легкой насмешки: таковы житейские карикатуры в раннем творчестве Чехова (напр. Мерчуткина в "Юбилее", действующие лица в "Свадьбе" и т. п.).

Несмотря на то, что сатирическое употребление и необязательно для карикатуры, вне сатиры карикатура грозит перерасти в безответственную шутку, которая не может притязать на серьезное социальное значение. Поэтому к карикатуре так стремятся разнообразные полемические жанры и журналистика. Поэтому максимальное развитие карикатуры исторически соответствует наибольшему расцвету сатирического творчества и отмечает моменты наиболее интенсивной общественной ломки, наиболее ожесточенной идеологической борьбы. Карикатуры на Сократа в "Облаках" и ряд карикатурных моментов "Женщин в народном собрании" говорят о том, что Аристофан внимательно следил за напряженной идеологической и экономической борьбой своей эпохи и горячо защищал интересы знати. Классовые столкновения средних веков оставили нам "Роман о Лисе", дающий в череде карикатур всю общественную иерархию феодализма, высмеянную с позиций угнетенной буржуазии. Ренессанс, помимо сатирических карикатур Бокаччо, оставило нам целую серию так называемых "макаронических" поэм, роман Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль", наполненный карикатурным материалом, — следы борьбы с наследием изжившегося себя феодального мировоззрения.

В XVIII в. карикатура является одним из любимых средств Вольтера, имя которого в сознании его современников было крепко соединено с представлением о так называемом "персифляже", то есть юмористическом принижении "возвышенных" предметов (образцом чего может быть его "Девственница", где Жанна Д’Арк, национальная героиня королевская Франции, изображена в нарочито грубых, подчеркнуто-вульгарных тонах). Во вторую половину XIX и в начале XX века карикатура находит себе употребление в искусстве Анатоля Франса, изобразившего в романе "Восстание ангелов" в тоне злой усмешки целый пласт библейских персонажей во главе с богом. Развитие карикатуры у А.Франса говорит о том, что, как и сатира, карикатура может быть применена не только в борьбе с классово чуждыми явлениями, но и как орудие классового самобичевания. В советской литературе наиболее активно использует карикатуру Демьян Бедный в своих агитационных стихах, в особенности в антирелигиозных; применял ее и Владимир Маяковский, зло издевавшийся в "Мистерии-Буфф" и "150 000 000" над мировой и отечественной буржуазией.

карикатура

Добавить в Избранное
Поиск
Карикатура
Шарж
Комментарии
Форум/общение
Инструкция и советы
Календарь
П В С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Общение
Главная | Реклама | Обратная связь | Карта сайта
  Rambler's Top100