У нас:
 
художников: 3453
карикатур: 46545
мнений: 654968
 
Наши друзья
 
 
 
Главная | Шарж | «Наш знакомец» Жаботинский
Шарж Линского на редакцию «Одесских новостей» можно с уверенностью датировать концом 1906 — началом 1907 года, периодом, когда редактором был Натан Инбер (на литографии он стоит за редакторской конторкой). Жаботинский — крайний слева: мрачноватого вида молодой человек в пенсне, с роскошной курчавой шевелюрой и огромным бантом вместо галстука на манер свободного художника, сидит на подоконнике.


В прежние времена одним из показателей популярности человека — будь то политический деятель, литератор, актер или просто городской чудак — становилось появление на него газетных карикатур и шаржей. И если судить по количеству шаржей, молодой В. Жаботинский — Altalena — был, бесспорно, одной из самых популярных фигур в одесской журналистике.

Только на известных нам рисунках прекрасного одесского карикатуриста Михаила Линского Жаботинский встречается четыре раза. Это два оригинальных рисунка из коллекции музея книги Библиотеки им. М. Горького, шарж, опубликованный в иллюстрированном приложении к «Одесским новостям» 4 ноября 1906, года и литография «Редакция «Одесских новостей», также из собрания «горьковки».

Внимание Линского к молодому журналисту не случайно. Оба они в начале 1900-х, примерно в одно время, пришли работать в одесскую прессу. Оба отдавали предпочтение газете «Одесские новости» и были постоянными ее сотрудниками (правда, Линский появился в газете позже, уже в 1906 году — в связи с цензурными запретами на его карикатуры в «Одесском листке»). Выступления обоих на страницах газеты отличали боевой дух и яркая гражданственность. Каждый своими средствами: один — словом, второй — карандашом, — пытались бороться с кондовым российским антисемитизмом, государственным и бытовым. И хотя для «западника» Линского существовало множество других, не менее важных тем, о своих национальных корнях он всегда помнил и реагировал на любые проявления дискриминации евреев крайне резко. А события 1905-1907 годов стали переломными и потрясли не только Жаботинского и Линского, но всю истинную российскую интеллигенцию — независимо от национальности. Поэтому такой резонанс получали политические рисунки Линского у читателей «Одесских новостей», поэтому удостоился он специального распоряжения местных властей, коим редакторам газет и журналов запрещалось помещать «противоправительственные карикатуры» художника.

Шарж Линского на редакцию «Одесских новостей» можно с уверенностью датировать концом 1906 — началом 1907 года, периодом, когда редактором был Натан Инбер (на литографии он стоит за редакторской конторкой). Жаботинский — крайний слева: мрачноватого вида молодой человек в пенсне, с роскошной курчавой шевелюрой и огромным бантом вместо галстука на манер свободного художника, сидит на подоконнике. Этот портрет очень близок по характеру и чисто внешнему сходству с опубликованным в приложении к «Одесским новостям» 1906 года: та же непокорная шевелюра, мрачноватое выражение юного лица, неизменное пенсне и огромный галстук-бант.

На сохранившихся оригинальных рисунках Линского Жаботинский на несколько лет старше — строгий костюм, пополневшая фигура, ушла юношеская угловатость. Вероятнее всего, рисунки были созданы в 1912-1913 годах. Один из рисунков, поколенный, продолжает известную серию шаржей Линского, публиковавшихся в «Одесских новостях» с 1906 до 1914 года — «Наши знакомцы». По-прежнему плохо поддающиеся прическе непокорные волосы, несколько надменный вид и утрированные огромные, даже не выпуклые, а какие-то вытянутые губы. Второй рисунок ближе к натуре, мягче, это слегка гиперболизированный, заостренный, но вполне реалистический портрет.

Мы ничего не знаем о личных взаимоотношениях Жаботинского и Линского. Очевидно, они не были особо близки, их многое разделяло — разница во взглядах, интересах, характере, даже возраст (Линский был на полтора десятка лет старше). Глубокий, основательный уже в молодости, целеустремленный Жаботинский — и разбрасывающийся, талантливый во всем, за что ни брался, но несколько поверхностный Линский. Но все же существовала какая-то взаимная симпатия, интерес друг к другу, иначе не появились бы эти несколько рисунков. Именно эти симпатия и интерес художника к своей модели помогли сохранить и донести до нас достаточно точную и выразительную характеристику внешнего и внутреннего облика молодого Жаботинского, такого, каким без малого сто лет назад его видела и знала Одесса.

Оба вскоре покинули наш город — Жаботинский, ведомый своей идеей, а Линский в поисках новых возможностей и новых впечатлений. Линский еще вернулся ненадолго в 1918 году, чтобы в 1919 с волной эмиграции уехать навсегда. Это привычно: Одесса до сих пор не может сохранить своих талантливых детей и вынуждена делиться ими со всем миром.


Добавить в Избранное
Поиск
Карикатура
Шарж
Комментарии
Форум/общение
Инструкция и советы
Календарь
П В С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Общение
Главная | Реклама | Обратная связь | Карта сайта
  Rambler's Top100